Александровская колонна

Пожалуй, после Петра I, создавшего Российскую империю, и Николая II, последнего её императора, самым популярным правителем стал тот, кто одолел Французскую империю Наполеона, — Александр I.  Именно в его честь и поставили этот памятник, Александрийский столп. Традиция устанавливать подобные монументы пришла из древнего Рима, и триумфальная колонна символизирует величайшую победу. На 1834 год, год создания памятника, это был самый высокий столп в мире, специально сооружённый выше Вандомской колонны в Париже, которую Наполеон приказал воздвигнуть в честь своих завоевательных походов.

Николай I объявил конкурс на лучший проект монумента в честь побед его великого брата. Одним из участников был известный, уже зарекомендовавший себя архитектор, Карл Иванович Росси, известный нам по таким постройкам, как: ансамбли Дворцовой площади, Михайловского дворца, Александринской и Сенатской площадей, Елагин дворец, его оранжерея, и многое другое. Его проект монумента заключался в установке такой же конной статуи, как в честь Петра Первого (знаменитый Медный всадник), но в центре Дворцовой площади, однако победил проект Огюста Монферрана, известного тогда пока только благодаря своим картинам, именитого художника. Его проект опирался на колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, но, главным образом, на Вандомскую в Париже. Такие памятники ставили только в случаях великой победы. Та колонна, которую мы видим сегодня — и есть воплощение проекта Монферрана.

Материал колонны был выбран заранее — гранит из Финляндии. Она была вытесана из одной цельной глыбы, весом около 400 тонн в Пютерлакской каменоломне. Этот же гранит использовали и для фундамента памятника. Камень обрабатывали два года, после чего его доставили в Петербург на «Святом Николае», специально выстроенном для столба, грузовом боте. Гранитные заготовки в целом весили около тысячи тонн, во время транспортировки они однажды чуть не упали в воду Балтийского моря. Это было бы концом для памятника и трагедией для русской культуры: найти гранитную глыбу подходящего размера и цвета крайне тяжело, почти невозможно. В итоге, ботик буксировали два парохода, чтобы в сохранности доставить монолит в столицу Российской империи, Санкт-Петербург.

Для установки такого большого столба необходимо было использовать передовые технологии. По замыслу архитектора, рабочие составили специальную систему, для поднятия колонны на пьедестал, из строительных лесов и кабестанов — лебёдок, предназначенных для подъёма очень тяжёлых грузов. Сначала столб поместили на платформу, закрепили канатами, которые стали тянуть с самой верхушки лесов. Колонну поднимали 2500 человек в течении 40 минут. Это было настоящим чудом! Монферран был увековечен в истории с помощью этого монумента. После установки колонну шлифовали ещё в течение двух лет.

Пока готовился столб, скульптор Борис Орловский трудился над пятиметровой скульптурой ангела с лицом покойного императора Александра I. В левой руке у фигуры крест, правая же его рука поднята в небо. Хорошо это или нет, но ангела не успели позолотить, как это изначально планировал Огюст Монферран: все спешили с открытием памятника, поэтому статую оставили в её нынешнем виде, — в цвет с постаментом. На пьедестале выполнен искусный барельеф. На нём изображены Лавровый венок, двуглавый орёл, Всевидящее око, шлемы, щиты и мечи — символы победы. Крылатые женские фигуры, олицетворение Вислы и Немана, держат в руках табличку, где написано: «Александру I — благодарная Россия». На других барельефах, с других сторон, изображены Победа и Мир, Правосудие и Милосердие, Мудрость и Изобилие. Рисунок к постаменту Монферран, будучи художником по образованию, выполнял самолично. В поиске идей для барельефов он опирался на колонну Траяна в Риме, и специально практически скопировал её.

Александровская колонна — самый большой памятник из цельного гранита в мире, она весит 600 тонн, но при этом не имеет никакой опоры, она держится под тяжестью собственного веса. Местные долгое время после установки монумента боялись ходить рядом, опасаясь падения такой громадины. Но каждый понимал красоту и величественность Александровского столпа, так что многие явились на Дворцовую площадь к открытию новой достопримечательности в Санкт-Петербурге. Василий Андреевич Жуковский, поэт, основоположник русского романтизма, писал: «И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рождённые, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище… Ввечеру долго по улицам освещённого города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».